Главная / Статьи

СТАТЬИ
 
 

СОВРЕМЕННОМУ ЗДАНИЮ - СОВРЕМЕННЫЙ ЛИФТ

 

Юрий Демин, генеральный директор ООО "Евролифт"

Первые упоминания о лифтах связаны с легендарным древнеримским Колизеем. Считается, что он был оборудован двенадцатью лифтами, поднимавшими участников поединков на арену с подземных этажей. Грузоподъемные машины приводились в действие с помощью мышечной силы десятков рабов. Римский император Нерон поднимался в свои покои на роскошной платформе, подвешенной на канатах и скользившей по деревянным направляющим.

Близкий к современному механизм лифта, в котором для подъема использовались канатные барабаны, зубчатые передачи и металлические тросы, предложил великий Леонардо да Винчи. В России первые пассажирские лифты появились в Царском Селе и подмосковной усадьбе Кусково в середине XVIII века. Занимался "проблемами лифтового хозяйства" и знаменитый механик И. П. Кулибин: специально для Екатерины II он устроил в Зимнем дворце "подъемно-спусковые кресла" с винтовым приводом, причем едва ли не впервые изобретатель применил паровой привод.

Однако истинным "двигателем лифтового дела" оказался американский конструктор И. Отис, который не только выдвинул блестящую идею автоматического устройства, тормозящего кабину при обрыве несущего троса, но и принялся настойчиво внедрять лифты в конструкцию многоэтажных жилых зданий, магазинов и различных аттракционов.

Для привлечения общественного внимания к идее лифта и доказательства его безопасности Отис придумал весьма впечатляющий ход. На открытой для всеобщего обозрения платформе его поднимали на высоту нескольких этажей. Затем появлялся человек, одетый в традиционное облачение палача, в красном колпаке с прорезями для глаз и огромным двуручным мечом. Одним ударом он перерубал несущий канат, лифтовая платформа начинала падать, но, пролетев не более метра, тормозилась предохранительным устройством. Так было побеждено предубеждение против использования лифтов, и они начали триумфальное шествие по всем крупным городам планеты.

Первые электрические лифты появились в 80-х годах XIX века в Германии. С 1889 г. подъем на Эйфелеву башню и спуск с нее осуществлялись с помощью двухэтажной кабины на 25 человек, которую обслуживал экипаж из водителя и кондуктора. В Москве первый электрический лифт был установлен в 1901 г. в жилом доме.

Максимальная скорость перемещения скоростного лифта может достигать 10 м/с. Современный лифт преодолевает в месяц в среднем 3000 км, им пользуются до 12 тысяч раз. Несмотря на столь суровый режим эксплуатации, лифт остается вполне надежным и безопасным средством передвижения. С годами лифт превратился в "высокоинтеллектуальное" устройство, алгоритм его функционирования становится все более сложным и совершенным.

В 2000 г. МГУП "Мослифт" учредило ООО "Евролифт", основными задачами которого стали:

- разработка и продажа лучших российских и зарубежных лифтов, пуско-наладочные работы при монтаже систем управления лифтами;

- проектирование, монтаж, модернизация и эксплуатация лифтов;

- проектирование, монтаж и эксплуатация оборудования объединенных диспетчерских служб;

- техническая эксплуатация жилого фонда и нежилых строений, благоустройство территорий;

- капитальный ремонт инженерных коммуникаций;

- монтаж и обслуживание систем управления зданиями;

- эксплуатация систем пожаротушения и дымоудаления.

Стремление предложить потребителю все самое лучшее, современное и в то же время не слишком дорогое предопределило необходимость разработки нового конкурентоспособного оборудования. Свои перспективы ООО "Евролифт" связывает с широким внедрением распределенной системы управления лифтами, о которой речь пойдет далее, с частотно-регулируемым главным двигателем, управляемым приводом дверей кабины, малогабаритными устройствами замедления скорости движения кабины в аварийных ситуациях и пр.

В 2002 г. ООО "Евролифт" по техническому заданию МГУП "Мослифт" разработало, провело приемочные испытания и приступило к серийному выпуску и внедрению распределенной системы управления, которая явилась своеобразным подарком к 50-летию МГУП "Мослифт".

Недостатками существующих систем управления со шкафами ШУЛК, УЛ, УКЛ и др., где используется матричный способ сбора информации и индикации, являются:

- сложность обслуживания, поиска и выявления неисправностей как в лифте в целом, так и в электронных платах шкафа управления;

- сложность программного обеспечения, обусловленная необходимостью обработки одним микропроцессором сигналов, получае­мых от большого количества контролируемых элементов;

- невысокая надежность системы вследствие большого количества электронных компонентов платы управления;

- снижение надежности системы из-за использования дополнительных элементов (диодов), обладающих обратной проводимос­тью, и отсутствием методов оперативного выявления таких диодов;

- сложность замены или отключения отказавших элементов, находящихся в шахте или на кабине;

- невысокая достоверность самоконтроля, что обуславливает увеличение времени простоя лифта;

- большие габаритные размеры контроллера.

Распределенная микропроцессорная система управления лиф­том (МСУЛ) - это новый шаг в отечественном лифтостроении. Используя достижения современных цифровых технологий, она позволяет сделать лифты современными, привлекательными, малошумными и "умными", способными анализировать и прогнозировать ситуацию, предотвращать отказы, снижать уровень потребления электроэнергии, легко адаптироваться в системы диспетчеризации и в инженерные системы жизнеобеспечения зданий.

Отличительной особенностью МСУЛ по сравнению с существу­ющими системами является децентрализация функций управления. Общая задача управления при этом разбивается на несколько простейших подзадач, каждую из которых решает отдельный микропроцессор. При необходимости обработки информации, получаемой различными вычислительными устройствами, микропроцессоры осуществляют быстрый обмен данными между собой.

МСУЛ предназначена для управления лифтами, двигающимися со скоростью до 1,6 м/с, в жилых, общественных или больничных зданиях (до 32 этажей). Грузоподъемность лифтов достигает 1000 кгс, они оснащены двухскоростными асинхронными или односкоростными частотно-регулируемым приводом. Система может одновременно осуществлять управление работой нескольких лифтов (до 6 единиц).

Система обеспечивает:

- алгоритмизацию работы лифта для жилых и общественных зданий с возможностью одиночного и группового управления лифтами;

- смешанное и собирательное управление лифтом при движении кабины вниз;

- управление лифтом в режиме "ревизия" и "деблокировка" без использования контроллеров и электронной платы управления;

- визуализацию информации о неисправностях лифта и системы в целом в виде кодов ошибок, высвечиваемых на индикаторе контроллера;

- визуализацию информации о состоянии системы и входящих в нее лифтов, осуществляемую посредством информационных светодиодов;

- автоматическое отключение питания электродвигателя главного привода при превышении контрольного времени движения кабины между этажами для защиты электродвигателя от перегрузки;

- автоматическое отключение электродвигателя привода дверей при превышении контрольного времени открытия или закрытия дверей;

- защиту от тепловых перегрузок электродвигателя главного привода;

- автоматическое отключение лифта при неисправности какого-либо из его датчиков;

- автоматическое отключение МСУЛ при несанкционированном открытии створки двери шахты лифта;

- автоматическое отключение МСУЛ при неисправных цепях контактов выключателей безопасности;

- автоматическое включение освещения шахты лифта в соответствии с требованиями ПУБЭЛ;

- автоматическую передачу сигнала на диспетчерский пульт о неисправности лифта;

- возможность автоматической передачи информации о состоянии оборудования лифта на диспетчерский пункт.

В состав МСУЛ входят:

- шкаф управления ШУЛ-2РС;

- посты вызова ВП2-1 НС06000ШУЗ;

- пост приказов ППЛ2-12НС1201ОСУЗ;

- контроллеры этажные;

- пост "Ревизия";

- пост "Деблокировка";

- блок освещения шахты;

- динамический указатель местоположения кабины.

Распределение функций между центральным и периферийными контроллерами упрощает программирование, делает возможным гибкое изменение состава и функциональных возможностей системы. Расположение периферийного контроллера в непосредственной близости от проверяемых элементов облегчает организацию контроля и диагностики их состояния и позволяет, в зависимости от работоспособности элементов, корректировать программу работы или исключать их из работы в случае отказа. При этом совершенно не затрагивается программа центрального контроллера, обеспечивающего выполнение наиболее ответственных функций, таких как контроль цепи безопасности, управление приводом дверей и главным приводом, определение факта несанкционированного открытия дверей шахты.

Передача данных между контроллерами в цифровой форме позволяет уменьшить всего до двух число информационных проводов, проведенных в шахте и в машинном помещении лифта. Сокращается количество переходных и присоединительных разъемов и распределительных колодок, упрощаются входные цепи шкафа управления и электронных плат. Монтажные работы становятся менее трудоемкими, сокращаются сроки монтажа или модернизации лифта, снижаются затраты монтажной организации и заказчика.

Программная обработка передаваемых сигналов при передаче и приеме информации существенно повышает надежность об­мена данными, уменьшает до минимума вероятность ложных срабатываний системы, ведущих к потерям электроэнергии и увеличению времени ожидания лифта.

Применение стандартного интерфейса (RS485) для связи между контроллерами делает систему легкодоступной для обучения персонала и "прозрачной" для оперативного контроля, позволяя подключать стандартные средства диагностики с возможностью вывода информации на дисплей компьютера в процессе отладки системы.

Основанная на принципе цифровой передачи информации между территориально-распределенными компонентами системы (приказными и этажными контроллерами) и между другими лифтами в группе, МСУЛ легко сопрягается с компьютерными системами зданий, что дает возможность производить обмен и выдачу ин­формации диспетчеру, корректировать собственные режимы (не нарушая правил безопасности) в зависимости от времени суток. Кроме того, внедрение МСУЛ позволяет экономить электроэнергию и алгоритмизировать управление лифтами в соответствии с требованиями владельца.

Таким образом, важнейшими преимуществами распределенной МСУЛ являются:

- сокращение потребного количества жил и массы кабелей;

- снижение трудоемкости монтажных работ;

- уменьшение вероятности ошибок персонала при монтаже;

- возможность оперативной адаптации системы к требованиям заказчика путем изменения программного обеспечения;

- повышенная помехозащищенность системы благодаря использованию цифровых технологий без применения специальных средств;

- значительное уменьшение габаритных размеров (в 5 раз) и массы центрального контроллера;

- возможность осуществления глубокой диагностики состояния периферийной аппаратуры.


Евролифт
О компании
Оборудование и услуги
On-Line запрос
Статьи
Книга отзывов
Контактная информация
 
 
 
ЕВРОЛИФТ
г. Москва, ул. Долгоруковская, 32 стр. 1
тел.: (499) 978 40 64

разработка сайта
DF-design
Rambler's Top100